Поиск
  • Nevsky

Кружевная история

Отделка кружевом, кружевные вставки, воротнички, накидки... Наверняка, у каждой из нас в гардеробе есть что-то кружевное :) Кружева в разных видах не покидают модных коллекций. Тонкое кружево подчёркивает изящность особы женского пола, нежность и чистоту младенца, стиль и вкус домашнего интерьера.


Я очень люблю кружево. Особенно кружево ручной работы. Мои детские воспоминания — бабушка в очках села у окошка и стала быстро-быстро перебирать коклюшки. Как будто музыка весёлая в избе заиграла! Мне всё время казалось, что это так просто, так весело — сиди и перекидывай деревянные палочки, а кружево плетётся само собой...


Повзрослев, я узнала, что существует два вида классического кружева — шитое иглой и плетеное на коклюшках. Шитое, гораздо более трудоемкое и поэтому очень дорогое, украшало одежду людей богатых, а плетеное было распространено и в народном костюме. Мне ближе и роднее кружево коклюшечное, но интересна и вся «кружевная» история...



Кружево в классическом понимании возникло в Европе примерно на рубеже XV-XVI веков, и родиной его считается Италия. Знаменитые венецианские кружева сначала выглядели очень просто — узкие полоски с простым геометрическим орнаментом, самый известный из них — «ретичелла» (сеточка). Постепенно узоры усложнялись — появлялись изображения цветов, листьев, животных и людей. Из хлопковых и льняных нитей делали шитый гипюр, а для коклюшечных кружев использовали шелк и шесть разных цветов, золотые и серебряные нити.


Помимо Венеции, «кружевными» центрами были Флоренция, Генуя и Милан. Чтобы не выдать секрет изготовления кружева, правительство Венецианской республики запрещало мастерицам с острова Бурано покидать город и брать на обучение иностранок.


Второй важнейший центр кружевоплетения — это, без сомнения, Фландрия (современные Бельгия и часть Нидерландов). Именно оттуда ведут свою историю знаменитые фламандские или брюссельские кружева. Их делали только из местного льна высочайшего качества, который прялся в ужасных для

работниц условиях — только в сырых помещениях, чтобы нить сохраняла эластичность. Кружева были не белыми, а розоватыми, из-за особого оттенка льна. Орнаменты выплетались самые разнообразные, а фоном служил тончайший кружевной тюль. «Валансьен», «бенш», «малин» — это только часть различных видов фландрского кружева. Часто встречающиеся в романах «брабантские кружева» — более простой и грубый вид, который чаще шел на украшение мужских костюмов. Интересна история гипюровых кружев «англетэр» — они вовсе не английские, как можно подумать, а фландрские, названные так для контрабандной продажи в Англии, куда был запрещен ввоз иностранного кружева.

И, конечно, увлечение кружевами не обошло столицу моды — Францию!  В Париж мода на кружева пришла «с легкой руки» королев-итальянок — Екатерины и Марии Медичи. Ввоз итальянских изделий был очень дорог, и к началу XVII века французы наладили собственное производство. Алансон, Аржантан, Лион, Седан, монастырь Клюни — только некоторые из центров французского кружевоплетения. Будучи законодателями европейской моды, французские мастера и в этом ремесле вскоре обошли итальянцев и фламандцев. Французское кружево, — более мелкое, нежное и изящное, отличалось разнообразием фонов и орнаментов. Появились настоящие кружевные картины — с библейскими, мифологическими и галантными сценками. Именно французские кружевницы придумали орнамент по всему тюлевому фону — «мушки», цветочки или бабочки. Рисунки для французских кружев делали даже известные художники, например Франсуа Буше.


В XVI- XVII веках кружево пользовалось огромной популярностью. Им украшали костюмы кавалеров и придворных дам, военных и священнослужителей. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, вееров и перчаток, для украшения кроватей, тронов и алтарей. На приобретение кружев тратились целые состояния, и в XVII веке французские и испанские монархи пытались ограничить и даже запретить их ношение.



В России очень популярны были блонды — кружева, изготавливавшиеся из шёлка-сырца, который имел золотистый цвет. Отсюда и название кружев от французского «blonde». Основными центрами производства блондовых изделий были французские города Канн, Байе, Пюи. Блонды считались предметом роскоши, стоили очень дорого и даже появление специальной машины для производства кружевного полотна (!) не отразилось на их стоимости! Щёголи и щеголихи настолько были одержимы французким шиком, что в одной из пьес А. И. Герцен использовал определение «блондовый» для обозначения суетности и никчемности.

Новая жизнь российского кружева и активное развитие ремесла началось, когда Петр I «выписал» из Голландии кружевниц для обучения русских девушек. Помимо всем известных вологодских льняных кружев, существовали новгородские, тульские, рязанские, ярославские, тверские. Развивалось кружевоплетение в монастырях, этим видом рукоделия занимались как девушки-дворянки, так и крепостные мастерицы. «Неузорницей» неодобрительно называли девушку, не владеющую этим искусством. Кружева были непременной частью приданого невесты из любого сословия.




Просмотров: 0
  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Instagram Icon